Вопрос 26.Философия экзистенциализма

"Кьеркегор утверждает, что страх — это головокружение свободы. Тот, кто научился преодолевать страх обретает особое чувство защищенности, поэтому попытка убежать от страха, заглушить его рассеянием, может быть расценена как слабость. Для того чтобы выдерж ать страх, требуется огромное напряжение воли. Поэтому выдерживание страха становится высочайшим достижением человека, в котором реализуется подлинность его существования. Очень созвучно с часто описываемым стрелочниками чувством"опоры на Фатум" в пустынножительстве мира. А лично во мне откликается еще и моя"тяга к бездомности", как"номадическая кочевническая тоска". Экзистенциальная философия описывает состояние, которое П.

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма - файл 4.

Последнее представляет собой не холодную объективность теоретической позиции, но и не теплое чувство близости и доверия ко всему окружающему миру, свойственное философии жизни в ее основаниях, ибо в случае с экзистенциальной философией решающими оказываются прямо-таки мрачные и гнетущие стороны жизненного опыта: И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения. Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма.

Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования.

Как только вы перестанете принимать все близко к сердцу, вы тут же ощутите необычайный прилив свободы. Мигель Руис (8). Пожертвовавший.

Поиск по сайту Энциклопедия. Грех Адама качественно ничем не отличается от первого греха любого человека. Ни о каком позднейшем человеке никак нельзя сказать, что через его первый грех в мир вошла греховность, а между тем она входит в мир через него совершенно таким же образом По мысли Кьеркегора, первому греху предшествует невинность: Род человеческий количественно накапливает грехи.

Но с авторской точки зрения,"невинность всегда теряется только через качественный прыжок индивида", то есть когда он совершает свой первый грех и, следовательно, теряет свою невинность. Кьеркегор считает, что первородный грех нельзя объяснить через понятие грехопадения. Он переходит к рассуждениям о страхе, сопутствующем невинности. Страх - это"симпатическая антипатия и антипатическая симпатия", это чувство, овладевающее человеком, когда в нем зарождается догадка о существовании некоей силы, обладающей совершенно неведомыми возможностями.

Таким образом, подобный"страх столь сущностно свойствен ребенку, что тот вовсе не хочет его лишиться; даже если он и страшит ребенка, он тут же опутывает его своим сладким устрашением. И во всех народах, где детскость сохранилась как грезы духа, этот страх есть; и чем он глубже, тем глубже сам народ". Человек может лишь свободно оставаться тем, что он есть: Однако такой синтез немыслим, если эти два начала не соединяются в чем-то третьем.

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С.

Философия – это, прежде всего, озабоченность человека собой, . Страх – это головокружение свободы, отношение человека с самим.

Главная страница В этом смысле страх представляет собой теперь не недостаток, а прямо-таки своеобразное преимущество. Собственно, лишь в прохождении сквозь страх достижимо подлинное существование. То, что было развито в отношении понятия экзистенциального существования выше, еще остается в плоскости абстрактных соображений. Человек не может возвыситься до экзистенциального существования на основе собственного воления — это возможно лишь благодаря настигающему его страху. Страх подобен огню, поглощающему собой все несущественное, все конечное перед ним вянет, в прохождении сквозь этот болезненный процесс уничтожаются все крепы, оболочки и гарантии, и человек оказывается целиком отдан незащищенности, лишь только в которой и обретается экзистенциальное существование.

На деле страх подобен головокружению, делающему во всем человека неуверенным, но лишь в этой неуверенности открывается подлинное существование. Так, Кьеркегор может утверждать:

ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

Валерий Астапов - Тревога и тревожность. Хрестоматия Субъективный страх Чем рефлективнее человек осмысливается полагать страх, тем легче, как может показаться, ему позволяют преобразоваться в вину. Здесь важно, однако же, не запутаться в приблизительных определениях, важно, что никакое"больше" не может осуществить прыжка и никакое"легче" не может сделать более легким объяснение действительности. Если этого не придерживаться четко, возникает серьезная опасность внезапно наткнуться на такое явление, в котором все происходит настолько легко, что переход становится простым переходом, — или же опасность будет состоять в том, что все идеи так никогда и не смогут прийти к заключению, поскольку чисто эмпирическое наблюдение никогда но может быть полностью завершено.

Страх — это головокружение свободы. - Сёрен Обю Кьеркегор.

Стремясь опровергнуть философскую систему Гегеля, во введении к"П. Изложенное в форме трактата,"П. Это явно не классическая философия,"чьей сущностью остается имманентность, или, в греческих терминах, воспоминание". Поэтому Кьеркегор обращается к так называемой"второй философии", сущность которой -"трансцендентность, или повторение".

В действительности же, по мысли Кьеркегора,"грех по сути своей вообще не принадлежит какой-либо науке". Догматика выдвигает лишь само понятие греха, не исследуя то, каким образом человек его переживает. Догматика выявляет идею греха, а психология изучает его реальное воплощение. Как отмечает Кьеркегор, психология занимается не возможностью греха, а его действительностью: Этику не заботит, как возник грех, за исключением того, что ей совершенно ясно, что грех вошел в мир как грех.

Но еще меньше, чем о возникновении греха, этика беспокоится О скрытой эволюции возможности греха". Согласно Кьеркегору,"стало быть, понятие греха по сути не принадлежит никакой науке, и только вторая этика может рассматривать его проявления, хотя и не возникновение. Начни же его рассматривать какая-либо иная наука, это понятие окажется искаженным". По Кьеркегору, всякий индивид есть часть человеческого рода.

Фант-ЮСАС: Статьи по психологии и философии экзистенциализма

Перейти к загрузке файла Категория страха в философии С. Кьеркегора Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и обнаруживает его обманчивость. Страх представляет собой влечение и в то же время отвращение к предмету страха - ничто, которое осознается как искушение нарушить запрет.

Но они отличаются тем, что страх, это всегда нечто реальное, а фобия Страх высоты часто характеризуется головокружением и слабостью в ногах. который принимает это знание спокойно, обретает истинную свободу.

Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления а не раскрытия человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом.

Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии.

ПОНЯТИЕ страха

Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления а не раскрытия человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Начни же его рассматривать какая-либо иная наука, это понятие Он отмечает:"Страх - это головокружение свободы, которое возникает, когда дух.

Философия экзистенциализма Больнов, Отто го рассматривают в качестве чего-то такого, что, в частности, хотя нередко и пристает мучительным образом к человеку, по сути же затрагивает его все же лишь с внешней стороны в качестве слабости, которая овладевает человеком в несовершенности его существа лишь эпизодически и которую необходимо по возможности преодолевать посредством воспитания и самовоспитания. Своеобразнейшее же открытие экзистенциальной философии заключалось в том, что в ней страх был познан в его поистине основополагающем значении — как условие становления подлинного существований Такое открытие страха совершилось сперва в труде Кьеркегора г.

Систематический же философский разбор большей частью обязан соответствующему разделу у Хайдеггера . Сразу же следует заметить, что страх и боязнь весь ма близки, и словоупотребление зачастую их неразличимое роднит Но все же различие существует — чуткое ухо распознает его уже в обычном словоупотреблении, а экзистенциальная философия выявляет затем при помощи понятийных средств. Боятся обычно опасности, нападения, оскорбления, призраков, наказания или раскрытия.

В любом случае речь идет о некоторой совершенно определенной — реальной или же только лишь представляемой — угрозе. Последняя связана с чем-то таким, что способно принести человеку вред, чего он должен вследствие этого остерегаться. Человек боится именно в оглядке на конкретную угрозу.

Толкование ПОНЯТИЕ страха

Понятие страха понятие страха сочинение Кьеркегора. Стремясь опровергнуть философскую систему Гегеля, во введении к"П. Изложенное в форме трактата,"П. Это явно не классическая философия ,"чьей сущностью остается имманентность, или, в греческих терминах, воспоминание". Поэтому Кьеркегор обращается к так называемой"второй философии", сущность которой"трансцендентность, или повторение".

В действительности же, по мысли Кьеркегора,"грех по сути своей вообще не принадлежит какой-либо науке".

Страх это инстинкт самосохранения, является нормальной реакцией в Повышенная плаксивость, головокружение, потливость, удушье, . Такой человек осознает ограниченность своей свободы, потому что.

Страх это смутная и неопределенная боязнь, не имеющая реального или актуального предмета, но от этого только усиливающаяся. В отсутствие реальной опасности, с которой можно бороться или от которой можно убежать, страх принимает особенно зловещие формы, ибо не оставляет возможности дать отпор. Разве можно бороться с ничто? Разве можно убежать от того, чего нет или еще нет? Страх это всеобъемлющее и одновременно беспредметное чувство, действующее на человека как удавка.

Тело от страха слабеет, а душа теряется. Допустим, вам встретилась на дороге злая собака. Она рычит и скалится, и, судя по всему, готова на вас броситься. Вы ее боитесь, но это не страх, а именно боязнь, с которой можно бороться — нужна храбрость или осторожность.

Ужас КАК ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ СВОБОДЫ

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха.

Страх это одно из состояний человеческого существа, которое, с одной Точно также страх — это головокружение свободы, которое возникает, когда .

Значение страха для экзистенциальной философии Если подобным образом было более точно развито отношение человека к миру и если при этом был пролит свет на человеческую ситуацию во всей ее незащищенности и мир во всей его тревожности, то тем самым все большую отчетливость обретал тот факт, что понимание мира и жизни экзистенциальной философией разворачивается на почве совершенно определенного настроения. И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения.

Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма. Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования. Своеобразнейшее же открытие экзистенциальной философии заключалось в том, что в ней страх был познан в его поистине основополагающем значении — как условие становления подлинного существований Такое открытие страха совершилось сперва в труде Кьеркегора г.

Боязнь и страх Своеобразную сущность страха экзистенциальная философия прежде всего отличает от родственного явления простой боязни. Сразу же следует заметить, что страх и боязнь весь ма близки, и словоупотребление зачастую их неразличимое роднит Но все же различие существует — чуткое ухо распознает его уже в обычном словоупотреблении, а экзистенциальная философия выявляет затем при помощи понятийных средств.

Боятся обычно опасности, нападения, оскорбления, призраков, наказания или раскрытия. В любом случае речь идет о некоторой совершенно определенной — реальной или же только лишь представляемой — угрозе. Последняя связана с чем-то таким, что способно принести человеку вред, чего он должен вследствие этого остерегаться.

Валерий Астапов - Тревога и тревожность. Хрестоматия

Страх и экзистенциализм Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. В экзистенциализме человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, в которой он переживает страх, тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает . Далее, философ определяет страх как «головокружение свободы».

Стремясь опровергнуть философскую систему Гегеля, во введении к"П. Изложенное в форме трактата,"П. Это явно не классическая философия,"чьей сущностью остается имманентность, или, в греческих терминах, воспоминание". Поэтому Кьеркегор обращается к так называемой"второй философии", сущность которой —"трансцендентность, или повторение". В действительности же, по мысли Кьеркегора,"грех по сути своей вообще не принадлежит какой-либо науке". Догматика выдвигает лишь само понятие греха, не исследуя то, каким образом человек его переживает.

Догматика выявляет идею греха, а психология изучает его реальное воплощение. Как отмечает Кьеркегор, психология занимается не возможностью греха, а его действительностью: Этику не заботит, как возник грех, за исключением того, что ей совершенно ясно, что грех вошел в мир как грех. Но еще меньше, чем о возникновении греха, этика беспокоится О скрытой эволюции возможности греха".

Согласно Кьеркегору,"стало быть, понятие греха по сути не принадлежит никакой науке, и только вторая этика может рассматривать его проявления, хотя и не возникновение.

Страх — это полная противоположность свободы.